Особенности трудоустройства в супермаркеты: проблемы и причины текучки кадров

Если исследовать рынок труда, то в первую очередь видно постоянно присутствующие вакансии от крупных сетевых магазинов. Требуются продавцы и кассиры, зарплаты примерно на уровне среднего сегмента, примерно в полтора раза выше так называемой «минималки». Неужели никто не идёт работать на столь привлекательные должности? Официальное трудоустройство, соцпакет, быстрый карьерный рост, часто указываются приятные дополнения: премии, бесплатный обед, какие-то другие «плюшки». Неужели людям не нужна работа? Люди идут потоком, трудоустраиваются, и такими же плотными рядами идут увольняться.

Крупный супермаркет — яркая иллюстрация текучки кадров в современном прочтении. По статистике средний срок отсева кадров составляет от месяца до полугода: новый сотрудник решает, действительно ли есть смысл задерживаться именно на этом рабочем месте. Почему люди уходят?

Длина рабочего дня

В большинстве случаев работодатель утверждает, что соблюдает трудовое законодательство. Однако это носит, скорее, декларативный характер. Если кассиру обещают девятичасовой рабочий день, то он таким и будет, но лишь на бумаге. На самом деле требуется появиться примерно за полчаса до официального начала рабочего дня, перерыв на обед не учитывается, а вот отпустить с работы могут на несколько часов позже.

В большинстве случаев действует формулировка «на усмотрение старшего кассира», а усмотреть он может буквально всё, что ему на текущий момент угодно. С точки зрения линейной логики это кажется стройным и понятным. Наплыв покупателей, очереди, кто-то же должен всех обслужить? Понять и простить лишь от случая к случаю, но не на постоянной основе. На практике же получается, что средний кассир работает примерно 12 часов в сутки. Если посчитать время на дорогу, то становится понятно: другой жизни, кроме работы, у человека не остаётся.

Маркетинговые перегибы

Эффективность труда — крайне важный аспект организации прибыльного предприятия. Спорить с этим утверждением никто не собирается. Но чаще создаётся впечатление, что маркетинговые отделы разных торговых сетей соревнуются в степени креатива, забывая о том, что воплощать все их «гениальные» придумки вынуждены обычные сотрудники.



Регулярные акции и скидки — прекрасный способ увеличения объёма продаж. Что имеет на выходе продавец-консультант? Вместо того чтобы помочь покупателю определиться с выбором, осуществив таким образом его право на информированность, продавец целый день носится с пачкой новых ценников в руках, и пытается оперативно заменить их. Количество товарных позиций в крупном магазине составляет тысячи, а то и десятки тысяч. Всевозможные переоценки, корректировки, краткосрочные акции в стиле «только один день!» — всё это приводит к неразберихе и неизбежной путанице. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, ведь работник магазина устаёт, ценники сливаются в единый невыразительный фон. В результате имеем на кассе несоответствие заявленной в ценнике стоимости товара и фактической суммы, которую пробивает кассовый аппарат. Недовольный покупатель обвиняет кассира, для решения конфликта призывается администратор, а права потребителя неизбежно выходят на первый план.

В зависимости от степени наглости руководства, сумма возмещается либо самим магазином, либо раскидывается на всех сотрудников как «недостача». Оплата недостачи за счёт работников, увы, обычная практика в наших магазинах, независимо от причин, по которым таковая образовалась. Это может быть просчёт отдела доставки, небрежность поставщика и приёмщика, воровство посетителей. Кражи в супермаркетах совершаются ежедневно, несмотря на системы видеонаблюдения и присутствие охраны. Кто за всё платит? Рядовой продавец.

Условия труда

Если при трудоустройстве вам с гордостью сообщили, что для сотрудников предусмотрены все условия, не обольщайтесь. Часто эти условия предоставляются по остаточному принципу. Кондиционирование воздуха в служебных помещениях не осуществляется, душевая не работает, а стирка униформы производится своими силами.

Обещанный бесплатный обед оказывается малосъедобным, и о разнообразии никто и не заикается. Каша из самой дешёвой крупы, как правило, ячневая или пшеничная, котлета из неизвестных ингредиентов. В некоторых супермаркетов отсутствует раздатчик, поэтому предполагается самообслуживание. Если кто-то взял себе лишнюю котлету, другой человек останется без обеда.

Уволившиеся сотрудники супермаркетов утверждают: чем лучше условия для покупателей, тем более жёсткие ограничения ставятся персоналу. О комфортном труде речи даже не идёт.

Прямой обман соискателей

Незаконно удлинённый рабочий день, отмена выходных «в связи со служебной необходимостью», неоплачиваемая стажировка, отсутствие доплат за переработку, поборы на всевозможные недостачи — всё это является прямым обманом сотрудников. Ещё на стадии трудоустройства кадровики рассказывают самые невероятные сказки о том, как замечательно будет работать «в нашем дружном коллективе». Очередь на увольнение в это время мрачно молчит.

Что делать, если вы обнаружили явное несоответствие условий труда и обещанным прекрасным перспективам? Некоторые люди просто боятся уволиться, чтобы «не испортить себе трудовую книжку». Работник, который уволился через месяц после трудоустройства, действительно вызывает некоторую предвзятость со стороны кадровиков. На самом деле вовремя уйти и не позволить себя обманывать — это важное деловое качество, которое может считаться конкурентным преимуществом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector